Роль розничной торговли в рыночной экономике

Под розничной торговлейпонимается любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

В современных условиях появляются новые формы розничной торговли{1}: специализированные магазины, продажа со скидкой с цены, внемагазинная и консолидированная торговля.

Демографические изменения привели к фрагментации рынка, потребители предпочитают фирменные марки и наличие большого выбора специализированных магазинов. В связи с этим возникает специализированная розничная торговля,при которой магазины предлагают ограниченное количество товарных ассортиментов, имеющих большую глубину.

Немалое внимание к качеству товаров обусловило возникновение торговли со скидками с цены,при которой известные марки предлагаются по значительно более низким ценам.

В последнее время все больше стала проявляться такая тенденция, как внемагазинная торговля,которая означает любой метод продажи конечному потребителю вне магазина (продажа по каталогам, на дому у покупателей, через торговые автоматы, по телефону или с помощью компьютерных систем).

Ограниченный рост населения означает в долгосрочном плане уменьшение числа покупателей; для удовлетворения запросов более разборчивых и более состоятельных потребителей необходимо создание небольших и узко специализированных магазинов. Консолидированная розничная торговляпозволяет сократить число товарных групп и замедлить расширение сети новых магазинов.

Магазины розничной торговли можно подразделить на непродовольственные и продовольственные, которые группируются в зависимости от уровня обслуживания, цен, разнообразия товарных ассортиментов и глубины ассортимента, а также размера магазина.

Это интересно!

IKEA – это самая большая в мире компания по производству и продаже мебели. Она была основана господином Кемпродом, создавшим абсолютно новый подход к продаже мебели.

Мебель находится в полностью разобранном виде, что приводит к снижению стоимости при ее отгрузке. Кемпрод построил магазины в районах с низкой стоимостью аренды, и ему не нужно было много платить за аренду земли.

В каждом магазине у него есть ресторан, рассчитанный на мужскую часть покупателей. Поскольку мужчины, как правило, стараются избегать походов в магазин, то в IKEAу них будет возможность посидеть за чашечкой кофе и почитать газету.

В каждом магазине есть детский уголок, потому что покупка мебели – нелегкий процесс, если вы берете с собой детей в торговый зал. Но если можно где-нибудь оставить ребенка, то представляется больше возможностей детально изучить образцы представленных товаров.

Разработка стратегии розничной торговлипредполагает следующие этапы:

1)выявление возможностей в условиях розничной торговли.Это относится к факторам, связанным с потребителями, конкуренцией, технологией, государственным регулированием, экологией и состоянием экономики;

2)формулирование целей розничной торговли.Цели должны быть достаточно широкими для определения стратегии компании в виде ее миссии и достаточно конкретными для оценки результатов работы магазинов;

3)разработка стратегий розничной торговли.Прежде всего разрабатывается стратегия на корпоративном уровне (если это относится к крупным розничным торговцам), затем разрабатывается конкретная стратегия на уровне магазинов;

4)выявление целевых сегментов и позиционирование магазинов.Необходимо учитывать демографические критерии и особенности образа жизни покупателей;

5)оценка и контроль.Эффективность на уровне компании оценивается путем сопоставления результатов с прогнозными показателями продаж и рентабельности инвестиций. На уровне магазина сопоставляются фактические и прогнозные показатели продаж по каждому из отделов и товарному ассортименту. Проблемы контроля связаны с потерями товара, использованием торговых площадей, недостаточной оборачиваемостью и излишними товарами.

© 2008 Все права защищены marketingweek.ru