Организация и управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии

Планирование внешнеэкономической деятельности осуществляется наряду с планированием деятельности на отечественном рынке и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой, или внешнеэкономической, деятельности. План внешнеэкономической деятельностивключает показатели по экспорту и импорту с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом эквиваленте за определенный период. Планы внешнеэкономической деятельности часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказываются общая эффективность проекта и реальность его окупаемости и выгодности. Бизнес-план внешнеэкономического проекта предполагает обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для организации. Обычно в нем приводятся:

•анализ и характеристика рынка на предмет проникновения или усиления рыночной позиции фирмы;

•анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон;

•анализ конкурентных позиций своей фирмы;

•анализ внешней среды бизнеса;

•характеристика товара, предназначенного для поставки за рубеж;

•местоположение и характеристика предприятия, его производящего;

•оценка рисков данного проекта;

•финансовая обоснованность проекта.

Функция организации предполагает формирование определенной организационной структуры подразделения, отвечающего за внешнеэкономическую деятельность.

Функциональную структуру имеют небольшие по размеру фирмы, работающие с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков, отличающихся определенной однородностью и незначительной емкостью. Такая структура подходит также для фирм, производящих стандартные, неиндивидуализированные товары, а также не являющихся объектом воздействия научно-технического прогресса.

Товарно-функциональную структуру имеют организации, выпускающие и экспортирующие продукцию широкого ассортимента с различной технологией изготовления, специализирующиеся на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков.

Географическая структураимеет наибольшее распространение при организации внешнеэкономической деятельности. Она позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию фирмы, добиваться чуткого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках, своевременно адаптировать поставляемые на них товары с однородными требованиями со стороны потребителей.

Рыночная структурарассчитана на удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей. Повышая степень их обслуживания, она обеспечивает долговременность связей.

Матричная структурасвязана с построением централизованных служб управления внешнеэкономической деятельностью.

© 2008 Все права защищены marketingweek.ru